Разговорчивый Лисёнок
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Автоматизация звука — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии. Аграмматизм – нарушение понимания (импрес.) и употребления (экспресс.) грамматических средств языка. Аграфия (дисграфия) – невозможность (аграфия) или частичное специфическое нарушение процесса письма (дисграфия). Алексия (дислексия) – невозможность (алексия) или частичное специфическое нарушение процесса чтения (дислексия). Апраксия – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием параличей и парезов, а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов. Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова. Артикуляционная гимнастика — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда. Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др. Аутизм — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства. Атаксия – расстройство координации движений, наблюдается при различных заболеваниях головного мозга. Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Основные формы: акустико-гностическая (сенсорная) – нарушение фонематического восприятия; акустико-мнестическая – нарушение слухоречевой памяти; семантическая – нарушение понимания логико-грамматических конструкций; афферентная моторная – кинестетическая оральная и артикуляторная апраксия; эфферентная моторная – нарушение кинетической основы серий речевых движений; динамическая – нарушения последовательной организации высказывания, планирования высказывания. Афония – полное отсутствие голоса (дис----- частичное). Баттаризм - нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются. Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Брока центр (зона) – центр моторной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария. Вернике центр (зона) – центр восприятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария. Велярный звук — задненебный звук (н-р, [г], [к], [х]). Велярный звук [р] — вид ротацизма: образуется при колебании различных участков мягкого неба. Гемипарез — парез мышц одной половины тела. Гемитония — повышенный мышечный тонус одной половины тела. Гидроцефалия — избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа. Гипертрофия — увеличение объема органа(или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток. Грамматика — раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного материального(лексического) значения слов, словосочетаний и предложений. Грамматический строй — строение слова и предложения, присущее данному языку. Гаммацизм – недостаток произношения звуков г, г'. Гемиплегия – поражение на одной половине тела функции произвольной подвижности, т. е. паралич (парез) мышц одной половины тела. Гиперкинез – чрезмерные непроизвольные движения, возникающие при нарушениях нервной системы. Дауна Болезнь — хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по 21-й паре хромосом; проявляется олигофренией, мышечной гипотонией, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной) и своеобразным внешним видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой уплощенной переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами, короткими пальцами. Двигательные нарушения — нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений (см. Паралич), нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений (см. Гиперкинез). Деменция- приобретенное слабоумие; стойкое оскудение и уплощение психической деятельности, характеризующееся ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения. Диагностика — 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза. Диплегия — двусторонний паралич одноименных частей тела (напр., обеих ног). Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Дислалия — нарушение звукопроизношенияДислалия – нарушение звукопро-изношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Задержка психического развития — временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций. Задержка речевого развития — нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе. Заикание неврозоподобное — заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; наблюдается при шизофрении, эпилепсии, разных видах олигофрении, чаще всего вызываются органическим поражением центральной нервной системы; термин «З.Н.» часто используют как синоним термина «Заикание органическое». Заикание невротическое — заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; термин «З.н.» часто употребляют как синоним термина «Заикание функциональное». Замены звуков — дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц, речевого аппарата. Интеллект — совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения. Импрессивная речь — восприятие, понимание речи; И.р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении). Интонация — (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива. Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. — Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. - Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). - Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). - Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д. Инфантилизм — патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту. Итерация — несудорожные запинки, повторы в речи. Итерации физиологические — повторения детьми некоторых звуков и (или) слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи в дошкольном детстве. Каппацизм – недостаток произношения звуков к, к'. Клоническая судорога — судорога в виде следующих друг за другом коротких сокращений мышц, чередующихся с их расслаблением. Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека. Ламбдацизм — неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи. Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса. Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение. Логоневроз — невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое). Микроглоссия – врожденное недоразвитие языка (макро-мас-сивный язык). Модуляция голоса – изменение высоты голоса, связанное с интонацией. Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы Медико-педагогическая консультация — специальное учреждение, проводящее комплексное медико-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно- воспитательные и оздоровительные учреждения; в М.-п. к. работают специалисты различного профиля: врачи, педагоги, психологи. Межзубная шепелявость — нарушение главным образом звуков [с], [з], [ц]; возникает при отсутствии прикуса во время артикуляции, когда нижняя челюсть опускается книзу, и язык высовывается между зубами, вместо острого звука получается мягкий шум между языком и верхними резцами. Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса. Различают три вида мелодики речи: — повествовательная — резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; — вопросительная — повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; — восклицательная — свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего. Модуляция голоса — изменение высоты голоса; при снижении слуха М.г. нарушается, что делает речь монотонной. Морфология — в языкознании:1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы. Назализация — приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос. Нарушение зрительного образа буквы — смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо. Нарушение зрительного образа слова — нарушение буквенного состава слова. Нарушение структуры слова — упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов. Небная расщелина — аномалия развития: полное или частичное незаращивание тканей неба, в результате, чего по средней линии имеется сообщение между ротовой и носовой полостями; приводит к нарушению сосания, глотания, а в дальнейшем и речи. Небо мягкое — задняя подвижная часть неба; во время глотания, жевания и речи происходит различные движения мягкого неба. Небо твердое — часть неба, имеющая костную основу, покрытую сверху и снизу слизистой оболочкой. Нистагм — непроизвольные ритмические судорожные движения глазных яблок. Недоразвитие речи – качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Онтогенез — совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни. Орфография — система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме. Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции. Паралич — выпадение функции к.-л. мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации. Патология — наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний. Постановка звука — создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно — кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики. Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании. Парафазия – нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении звуков (литеральная) или слов (вербальная) в устной и письменной речи. Патогенез – раздел патологии, изучающий механизмы возникновения и развития болезней. Персеверация – патологическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова. В основе П. лежат процессы, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физио-логическими дефектами речевого аппарата. Ротацизм – неправильное произношение звуков р, р'. Расщелина губы — врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной неба; может быть односторонней и двусторонней; является причиной органической дислалии. Резонатор — полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов. Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы Р.а. Ринолалия — патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого неба или расстройства функции мягкого неба. Ритмика -cистема физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой. Ринофония — изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении. Саливация — обильное слюноотделение. Сила голоса — зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования. Скандированная речь — речь по слогам, нарушение ритма речи. Смешение звуков — недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»). С.з. — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся. Сопряженная речь — совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз. Спонтанная речь — непроизвольная. Судороги клонические — быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц. Судороги тонические — продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса. Сигматизм – недостаток произношения свистящих и шипящих звуков. Сопряженная речь – одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз. Судороги – непроизвольные сокращения мышц. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Тремор – непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языка. Тембр — индивидуальная окраска голоса. Уздечка короткая — врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии. Уранопластика — оперативное закрытие щели твердого неба. Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонематический анализ и синтез –умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие –специальные умственные действия пи дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Ф. с. близок по значению Ф. в.). Фонастения — нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При Ф. наблюдаются: быстрая утомляемость и прерывание(«осечки») голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение). Фонация — голосообразование. Нарушение Ф. — от легкой охриплости до полного отсутствия голоса. Фонема — звук речи — звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных). Хейлопластика — оперативное закрытие расщелены верхней губы. Рекомендуется производить в возрасте до 10-12 месяцев. Этиология – учение о причинах. Эхолалия – автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением . Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению и ее хранения. 11 февраля 2018 в 18:20
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.