Разговорчивый Лисёнок

Мастер- класс инклюзивное образование в ДОУ «Мой мир»

Сложно назвать современный мир толерантным, сложно быть добрым, отзывчивым, умеющим понимать и сострадать, но без этих, казалось бы, элементарных навыков не может существовать полноценное общество. Каждый человек, взрослый, а особенно ребенок, нуждается в понимании, добром отношении, принятии его таким, какой он есть, уважении его прав и свобод.

Всегда существовала проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста. Она складывается из множества факторов, которые приходится преодолевать совместными усилиями всех участников образовательного процесса. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов позволило сделать еще один шаг навстречу детям.  

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Дети с ОВЗ не являются инвалидами, пока не признаны таковыми федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) Таким образом, ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И наоборот, ребенок-инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ.

К детям со статусом ОВЗ относятся такие дети:

1. Слабослышащие, слабовидящие, а также  дети с косоглазием;

2. С тяжелым нарушением речи;

3. С нарушением опорно- двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети- инвалиды);

4. С задержкой психического развития;

5. Умственно отсталые дети, дети с нарушением эмоционально-  волевой сферы.

Современное общество не умеет воспринимать инвалидов как равноправных членов социума, не готовы все: дети, педагоги, родители. Именно поэтому существует острая необходимость в умении понять и принять данную проблему и одним из способов взаимодействия является проведение мастер классов для всех участников образовательного процесса..

Ход мастер класса.

Iблок.

Ведущий:

 Уважаемые участники мастер класса «Мой мир», само название определяет тему нашего сегодняшнего мероприятия. В нашем детском саду мы используем множество форм работы в данном направлении, это беседы, родительские собрания, игры по станциям, праздники и т.д.  Я  хочу поделиться с вами одним из наиболее выгодных вариантов работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами.

Детский сад – это одна большая семья со своими законами, обычаями, проблемами и неповторимой индивидуальностью. Именно поэтому я начинаю свое выступление с китайской притчи «Ладная семья»:

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.

Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже…

Действительно, всего три слова, но они являются основополагающими для каждого уважающего себя и окружающих человека. И, нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить и самим научиться терпению, пониманию, добру и состраданию ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой…

 

II блок.(практическая часть)

Ведущий: Давайте сделаем первый шаг навстречу взаимопониманию – выберем добровольцев, которым предстоит помочь мне в дальнейшем развитии мероприятия.

(Из числа присутствующих приглашаются 6человек)

Присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите нитки, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение.

Ведущий садится за центральный стол, объясняет принцип изготовления куклы, вместе с участниками делает свою куклу. Во время изготовления кукол ведущий читает стихотворение В. Беляевой «Я свяжу тебе жизнь…»

Ведущий:

Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы —
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь
Я тайком распускаю свою.

Вот так и мы, ради жизни близких людей готовы на любые жертвы,

 ради детей, какими бы они не были, но это наши дети

и они заслуживают счастья.

На последнем этапе изготовления ведущий предлагает участникам придумать характер и историю своей кукле, наделить ее качествами толерантной личности, основываясь на цвете ниток, своих впечатлениях, жизненном опыте.(пока изготавливают кукол, с залом проводится психологическая зарядка)

2. ИГРА – ПРАКТИКУМ «Психологическая зарядка».
Предлагается выполнить определенные движения, если они согласны с данными высказываниями: 
- Если в вашей группе время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

- Если вы считаете, что самым эффективным приёмом для усмирения шаловливых детей является похвала детей, которые хорошо ведут себя – кивните головой.
- Если вы детей чаще хвалите, чем делаете замечание и журите - дотроньтесь до кончика носа.
- Если вы считаете себя хорошим педагогом - постучите кулачком в грудь.
- Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание с детьми - моргните правым глазом. 
- Бывает ли в вашей группе так: вы часто делаете замечание ребенку, а родители начинают упрекать вас в излишней строгости – то, топните ногой.
- Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
- Если вы делаете все возможное, чтобы вашим воспитанникам было комфортно в саду - погладьте себя по голове.

Первым о своей кукле рассказывает ведущий, например:

- Мой человечек появился на свет из пряжи ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие.

Далее каждому участнику предлагается представить своего человечка, последним выступает заранее подготовленный участник (он изготавливает куклу с одной рукой) и дает описание:

- Мой человечек появился на свет из ниток  синего цвета, он инвалид, но обладает качествами очень сильной личности и огромной силой духа…

Ведущий:

 В 2014 году в России проходило очень значимое спортивное событие – Зимние Олимпийские игры в Сочи, а я хочу отметить именно Паралимпийские игры и поклониться выдержке этих людей. Но это взрослые, а есть еще дети-инвалиды,… на мой взгляд, внедрение ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях позволяет нам, педагогам, более широко вникнуть в эту проблему.

Далее ведущий ведет диалог как с участниками мастер класса,

так и с залом.

Скажите, пожалуйста, как вы считаете:

- Имеют люди с ограниченными возможностями здоровья право равноценного существования в обществе?

- Готово современное общество к принятию людей с ограниченными возможностями и внедрению инклюзивного образования?

- Какие условия необходимо создать  для внедрения инклюзивного образования?

И последний вопрос:

- Как вы думаете, мы должны помогать этим людям?

Конечно, ДА! Я очень рада и благодарна вам за то, что наше мнение не разделилось. Только вместе мы можем справиться с поставленными задачами, бесконечной любовью «вылечить» наше уставшее общество и посеять росточки добра в сердцах наших воспитанников.

Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Толерантность – это и есть основа инклюзивного образования.

Многие из вас боятся, что обычные дети не примут детей с ОВЗ. На этот счет  хочется сказать, что сами дети часто не выделяют ребенка  с инвалидностью как особого. Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним играть, дружить. 

1.Уважаемые коллеги предлагаем вам по группам выполнить некоторые предложенные задания

1-й стол (зрение)

Игра «Слепой и поводырь» Один из пары участников будет играть роль незрячего, а другой – помощника.

Задание «незрячему». «Закрой, пожалуйста, глаза, глаза и ни в коем случае не подглядывай.

Задание помощнику. «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы незрячий не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь. И ещё следи, чтобы твой товарищ не подглядывал.

Вопросы к «незрячему»:

· Что ты чувствовал?

· Что ты делал?

· Трудно ли было? Если трудно, то когда?

· Что для тебя было самым трудным?

Вопросы к помощнику:

· Хотелось ли тебе помочь?

· Если хотелось, то когда?

2-й стол (ОНР)

Игра «узнай новость».Дать листок со словосочетанием или предложением, обсудить 3 минуты и показать без помощи слов написанное.

Один из пары участников будет играть роль глухонемого, а другой – прохожего.

Задание «глухонемому». «Изобразите, что вам на улице стало плохо.  И вы просите о помощи»

Задание прохожему.«Вы – прохожий. Наблюдаете, что человеку плохо на улице.. Ваша  задача сделать всё, чтобы помочь ему. Ваши действия»

Вопросы к «глухонемому»:

· Что вы делали?

· Сложно ли было передать предложение, не пользуясь речью?

Вопросы к помощнику:

· Что вы делали?

· Как вы поняли, что хотел сказать «глухонемой»?

· Сложно ли было понять, что хотел сказать «глухонемой»?

3-й стол (ОДА)

Игра «Собери портфель».Один из пары участников будет играть роль ребёнка с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата), а другой – помощника.

Задание «ребёнку с нарушениями ОДА».

-Встаньте. Правую руку уберите за спину. Левой рукой снимите с крючка и откройте ранец. Достаньте линейку, учебник.

- Теперь попросите помощника помочь вам присесть на одной ноге.

Задание помощнику. «Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы ребёнок сОДА не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь».

- Теперь помогите ребёнку с ОДА присесть на одной ноге.

Вопросы к «ребёнку с ОДА»:

· Удобно ли вам было выполнять команды?

· Трудно ли было?

· Когда задание «присесть» вам было легче выполнить?

Вопросы к помощнику:

· Хотелось ли помочь?

· Если хотелось, то когда?

 

-С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением, со слухом, с ОДА?

-Какой из этого можно сделать вывод? (детям-инвалидам необходимо помогать)

-Жалость обижает инвалидов. Она им не нужна. Для них нужнее спокойное, терпимое отношение к ним. Хорошо, если их понимают и помогают им преодолеть последствия их  физических недостатков.

Сейчас вы почувствовали на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда. И, нам, людям, в чьих руках находится детство, очень важно научить и самим научиться терпению, пониманию, добру и состраданию ко всем без исключения, чтобы сделать нашу большую семью счастливой…

3блок  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На доске находится плакат с изображением нашей планеты, все мы, ее жители, должны уважительно относиться друг другу, соблюдать права и свободы каждого гражданина, уметь сострадать,  помогать и прощать, принимать человека таким, какой он есть, а самое главное сохранять культуру мира – это и есть толерантность – гармония в многообразии…

А что же для вас обозначает слова  мой мир перед вами человечки,напишите на них что для вас обозначают эти слова и прикрепите вокруг планеты.

И в конце я хочу рассказать вам притчу .

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной души.

Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что МЫ ВМЕСТЕ!

24 января 2023 в 22:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.