Разговорчивый Лисёнок

Мастер - класс: ««Виммельбух» - технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Цель: овладение участниками мастер-класса приемами использования «виммельбух»- технологии, как средством эффективной работы с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить  с технологией, которая оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;

- распространение личного педагогического опыта  по использованию виммельбухов для развития речи дошкольников.

 

Ход мастер-класса

Вводная часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Начать сегодняшнее выступление я бы хотела со стихотворения одного неизвестного интернет-автора:

…Лежу на диване. Удобно. Приятно.

Смотрю телевизор, и всё мне понятно.

Другие придумали – мне показать.

Не надо ни думать, ни воображать.

 

Но мама сказала: – Ты видишь чужое.

Занятие это, считаю пустое.

А с книгой полезнее время твоё:

Читаешь чужое, а видишь своё!

 

На книжном пути сам себе режиссёр,

Художник, артист, музыкант, каскадёр…

Когда интересную книгу читаешь,

С писателем вместе свой мир сочиняешь!

 

Сказала когда-то мне мама сама,

Что книги читать – это пища ума.

Твой ум развивается воображеньем,

И чтение – лучшее в мире ученье!

Поэтому сегодня я предлагаю вам немного почитать. А читать мы с вами будем необычные книги. Называются они – виммельбухи!

Виммельбухи – это книги без текста, но с яркими и детализированными иллюстрациями: персонажи, предметы, сюжетные линии – всё это объединено в единую смысловую композицию. И это прекрасно помогает в развитии речи ребёнка.

Впервые Виммельбухи появились в Германии.

Прародителем виммельбуха считают художника Али Митгуша, который около сорока лет назад нарисовал первую книгу-картинку.

Цель использования виммельбухов - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи, а также непосредственно развитие речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи).

Виммельбух объединяет и развивает три области речевую, социально коммуникативную, познавательную.

Виммельбухи можно использовать в работе с детьми уже с 1,5 лет. Один разворот можно рассматривать на протяжении недели и составлять по нему истории вместе с мамой целую неделю, изучать новые предметы, слова. Потом переходить к новым картинкам и снова придумывать новые истории и расширять словарный запас.

К 4 годам можно увеличивать объём рассказа, искать на картинке более мелкие детали, считать предметы или, например, находить слова, начинающие с определённой буквы или в которых есть буква "р".

К 5-7 годам ребёнок научится сам составлять рассказы. Для расширения словарного запаса в этом возрасте необходимо подсказывать ребёнку слова-синонимы, задавать вопросы "зачем?", "почему так произошло?", "а что было бы если. ?". Также можно, рассмотрев картинку, найти похожие предметы в окружении, комнате, детском саду. Можно попросить ребёнка найти какой-то предмет, запомнить что нарисовано в правом нижнем углу, к примеру, а потом закрыв эту часть страницы, вспомнить и назвать нарисованные предметы.

Виммельбухи, при желании, можно создавать самостоятельно. Нарисовать фон, наклеить рисунки, героев, предметы. Это развивает усидчивость, творческие способности, фантазию.

Тематика картинок в виммельбухах очень разнообразна, поэтому каждый ребёнок сможет найти для себя что-то интересное. А знакомясь с новыми картинками - у ребёнка прекрасно развивается словарный запас и фантазия.

Виммельбухи также помогают в развитии внимания, логики и фантазии, знакомят детей с многообразием окружающего мира. И вдобавок ко всему разглядывание виммельбухов - прекрасных способ провести совместный досуг с ребёнком. За их просмотром и обсуждением можно провести вместе не один час.

 

Как же читать такие книги? Ведь текст или совсем отсутствует, или его очень-очень мало (вопросы всем):

Можно просто перечислять увиденное (что здесь нарисовано?)

Описывать (какой снеговик, в чём)

Искать (кто быстрее найдёт ворону)

Рассказывать (составлять предложения, рассказы)

Сравнивать (называть антонимы -  высокий-низкий, далеко-близко) Обсуждать (хорошо или плохо, попала снежком)

Изображать (повтори движения, действия)

Фантазировать (что произойдёт дальше – щенок и мальчик)

А теперь давайте поиграем

1.Что  такое виммельбух

2.Что развивает виммельбух

3.найди животное

4.ПОСЧИТАЙ (грамматика) - 1 человек

Посчитай, сколько птиц, называя: «Одна птица, две…»

Можно сделать вывод, что внедрение инновационного подхода в коррекционно- образовательный процесс позволяет более успешно осуществлять коррекцию нарушенных речевых навыков, формировать познавательные 6роцесссы у детей с речевой патологией, развивать языковые средства, создавать у детей устойчивую мотивацию и заинтересованность в занятиях, что способствует повышению эффективности всего коррекционно-образовательного процесса в целом.

Данное дидактическое пособие отвечает современным требованиям и охватывает весь объем знаний, необходимый ребенку дошкольнику.

Заключительная часть

Таким образом, в умелых руках педагога, книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и может стать образовательной технологией, объединяющей все образовательные области ФГОС ДО.

d2a8d0b819ae0e727545bacca10f8c19.jpg05418ebdf45a0fdbe6f05bfc69736e04.jpg

24 апреля 2023 в 13:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.